http://m.islam-today.ru/files/news/part_3/33260/n_59901_1.jpg

Подобно другим цивилизациям Османы выработали свой собственный стиль  изделий из стекла, черпая вдохновение у своих предшественников.

«Кто, увидев в первый раз как песок и зола силой нагревания расплавляются в металлической форме, закипая пузырями и покрываясь налетом примесей, может себе представить, что в этой бесформенной массе скрывается столь много жизненных удобств, которые со временем составят большую часть счастья жителей этого мира?», -писал английский писатель, лесикограф и ээсеист Сэмюэль Джонсон (1709 – 1784).

Джонсон, конечно же, описывал стекло, описывая, как оно могло быть изобретено в древние времена. Согласно последним гипотезам стекло было случайно получено в Сирии. В своей простейшей форме оно состоит из щелочи и кварца, двух веществ, имеющихся  в изобилии на песчаных пляжах под горой Кармель, ныне расположенной в северной части Израиля. Древнеримский историк Плиний писал, как  торговцы случайно обнаружили стекло когда готовили себе еду на берегу, потому что они поставили свои горячие котлы на скалы, состоящие из нитрата,  который превратился в непрозрачную жидкость. Предположительно это произошло 5000 лет до нашей эры. В восточном Средиземноморье хорошо известно, что финикийцы экспортировали стекло в форме бусинок.
Египтяне тоже умели делать стекло. Археологические находки доказывают, что в Египте оно  было изобретено  3500 лет до нашей эры.  В общем на Ближнем Востоке люди изобрели стекло еще до того как китайцы сделали это в 16 веке до нашей эры. Древнейшие образцы стеклянных ваз найдены в Месопотамии. Выдувные стеклоизделия появились не раньше первого века до нашей эры – начале первого века нашей эры и тоже в Сирии. Римляне распространили использование стекла путем торговли и завоеваний. Они также изобрели способ изготовления чистого стекла и листового стекла для окон.

Стекло использовалось византийцами для изготовления бус, в ювелирном деле, для изготовления посуды и окон. Кроме этого византийцы использовали стекло для изготовления чудесных мозаик, которыми украшали свои жилища.

В то же время стеклянная посуда и стеклянные окна были распространенным элементом повседневной жизни на  исламском Ближнем Востоке. Стимулом  в использовании стекла стало открытие Ибн Аль-Хайтамом (ум.1041) эффекта увеличения с помощью сферических сегментов, сделанных из стекла, своеобразного прообраза современных очков.

Османы унаследовали интерес к стеклу от сельджуков Рума - ветви Великих Сельджуков, которые правили Анатолиейв 1077-1307 годах. Например, сельджуки использовали стекло для окон своих мечетей, медресе и дворцов. Осколки цветного стекла были найдены во время раскопок дворца сельджукского султана Алааддина Кейкубада I (1219-1237) около Коньи.  В то же самое время Османы проявляли большой интерес к византийской стеклянной посуде.

Хотя в музеях и частных коллекциях есть много образцов османского стекла, оно до сих пор мало исследовано. Турецкий исследователь Фуат Байрам оглу в своей книге “Turk Cam Sanatı ve Beykozİşleri,” указывает, что изготовлением стекла занималась специальная гильдия стекольщиков. Система гильдий при Османах была предназначена для охраны прав их членов.  Мастера, их ученики и другие подмастерья должны были выполнять свою работу. Взамен они получали деньги, а те члены гильдии, которые потеряли трудоспособность  по возрасту или из-за несчастных случаев получали помощь в рамках гильдии.

Для этого создавались специальные фонды. Сорта стекла, меры веса и цены также были определены. После завоевания Стамбула в 1453 году центр производства стекла был  расположен в столице. Большие запасы белого песка, необходимые для производства высококачественного стекла были расположены в половине дня пути от Эдикюля. Производство стекла располагалось в районе Эгрикапи и дворца Текфур. Во дворце Топкапы 45 ремесленников производили утварь для дворцовых нужд, среди них были и стекольщики. Знаменитый путешественник 17 века Эвлия Челеби писал, что в его время в производстве стекла было занято около 1000 человек, а продавалось оно в 364 лавках.

В третьей четверти 18 века султан Мустафа III (1757-1774) приказал сосредоточить все стекольное производство во дворце Текфур. Османы производили три основных вида стекла: листовое стекло, цветное стекло и кристаллическое стекло. Байрамоглу  дальше разделяет стекольную продукцию  на следующие  категории: стекло для предметов  роскоши, бытовое стекло и орнаментальное стекло.

Что касается стекла для предметов роскоши, то из него делали лампы, подсвечники, вазы, чаши, сахарницы, стаканы, зеркала и фармацевтические бутыли, а также же другие предметы. Бытовоестекловключаловсебя стеклянные бомбы, судовые фонари, светильники и бутыли для куполов турецких бань – хаммамов. Орнаментальное стекло было цветным и обычно использовалось для изготовления окон.
В «Сурнаме–и-Хумаюн», книге выпущенной по случаю церемонии обрезания шейхзадеМехмеда (будущего султана Мехмеда III), сына султана Мурада III есть рисунки, иллюстрирующие изготовление стекла. На одной из миниатюр показана работа стекольщиков, в том числе и как они плавят стекло в горне.

Стекло из Бейкоза

В 19 веке стекло из Бейкоза стало очень популярным. Изготовление стекла в Бейкозе было начато дервишем Мевлеви по имени Мехмед Деде во времена правления султана Мустафы III (1789–1807). Мехмед Деде предположительно ездил в Италию, где обучался ремеслу и вернулся, овладев навыками профессии. Из всех видов этого стекла наиболее известен Чешм-и-бюльбюль или «соловьиный глаз». Производство стекла в Бейкозе было прекращено в конце 19 века, так как оно не могло конкурировать со стеклом, импортируемым из Европы. Лидирующий производитель стекла в современнойТурции Paşabahçe производит некоторые виды стекла,некогда изготовлявшиеся в Бейкозе.

Тем, кто интересуется историей производства  стеклянных изделий в Османской империи можно порекомендовать Археологический музей Medusaв турецком Газиантепе. Расположенный в одном из исторических зданий он обладает второй по численности коллекцией стеклянной посуды в Турции после коллекции музея Sadberk Hanımв Стамбуле.

На фото: Стеклянная чаша из Сирии, декорированная эмалью. Сирия. Коллекция музей искусств «Метрополитэн»

По материалам газеты «Хурриет».

Перевод: Ильдар Мухамеджанов

Оригинал:http://www.hurriyetdailynews.com/windows-for-the-ottoman-world.aspx pageID=238&nID=59901&NewsCatID=438